Подведены итоги второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов». Выпускники программ среднего профессионального образования прошли государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации. Подтвердить квалификацию сумели 63% выпускников. В учебных заведениях, наиболее тесно и успешно сотрудничающих с работодателями, этот показатель близок к 100%.

Пилотный проект – часть масштабной работы по внедрению инструментов Национальной системы квалификаций в практику образовательных организаций.

В этом году в нем участвовали колледжи из 17 регионов и 11 Советов по профессиональным квалификациям. Оценка проводилась по 32 квалификациям – массовым и наиболее востребованным на рынке труда. Были подготовлены эксперты, разработан оценочный инструментарий, определены организационные механизмы и источники финансирования процедуры. Студенты прошли независимую оценку квалификаций бесплатно.

«Пилотный проект показал, что в рамках обычных экзаменационных процедур выпускник может получить не только диплом об образовании, но и профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, - отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович. – Независимая оценка, дающая сигнал работодателю о качестве подготовки выпускников, в перспективе должна стать массовой».

 «Независимая оценка квалификации – хороший инструмент, позволяющий поднять качество образования на новый уровень», - подчеркнул заместитель министра.

Впрочем, по мнению Любови Духаниной, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, рынок дипломов в нашей стране постепенно сменяется рынком квалификаций. Все чаще можно увидеть объявления о найме на работу, где работодатель вместо специальности по диплому указывает набор компетенций и квалификаций потенциального работника.

«Молодые люди ориентируются на эти требования – приходят трудоустраиваться со свидетельством о квалификации, и тогда работодателю легче определиться, кому отдать предпочтение. Молодежь осваивает систему квалификаций достаточно быстро, и теперь важно, чтобы система образования и работодатели шли навстречу друг другу», - подчеркнула Любовь Духанина.

Пилотный проект получил положительную оценку объединений работодателей. По мнению исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Виктора Черепова, независимая оценка и дальше будет стимулировать колледжи к более качественной подготовке выпускников. Свидетельство о квалификации, которое выдается выпускнику вместе с дипломом, даст преимущество при трудоустройстве.

Александр Козлов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, отметил, что в пилотном проекте в этом году участвовали отраслевые колледжи трех регионов – Иркутской области, Красноярского края и Санкт-Петербурга. При этом работодатели этой отрасли заинтересованы в независимой оценке по всей стране, так как дефицит квалифицированных кадров есть везде.

«Результаты оценки говорят о качестве образовательных программ в том или ином учебном заведении. Если процент подтвердивших квалификацию невелик, это сигнал для изменений в программах», - отметил Александр Козлов.

В профессиональных экзаменах для студентов заинтересованы органы региональной исполнительной власти. По мнению Сергея Селюнина, заместителя руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края, результаты таких экзаменов позволяют работодателям держать выпускников в поле зрения. «Выпускники должны быть подготовлены в соответствии с требованиями работодателей и трудоустроены на те предприятия, которые формируют экономику края», - считает он.

В следующем году проект «Профессиональный экзамен для студентов» будет продолжен. Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством труда РФ планируют поэтапно внедрять независимую оценку квалификации в системе подготовки кадров. Это позволит повысить прозрачность рынка труда: работодателям будет проще принимать решения о найме персонала, а гражданам – выбирать образовательные программы для получения востребованных квалификаций.