11 апреля состоялось главное событие в образовательном блоке XIX Апрельской международной конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ ) — презентация и обсуждение экспертного доклада «12 решений для нового образования», подготовленного Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. В обсуждении доклада принял участие Александр Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство).
В докладе представлены не только перспективы и ключевые барьеры развития российского образования, но и в формате 12 проектов сформулированы шаги по достижению нового качества образования.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов подчеркнул, что 12 решений — это программа-максимум, они предложены для того, чтобы увидеть весь спектр необходимых изменений. При их выполнении возможны разные сценарии, но сценарий инерционный или безденежный исключены в принципе. Однако с учетом наличия у государства других социальных обязательств системе образования не стоит рассчитывать на максимально желаемое финансирование. Поэтому из предложенных проектов и подпроектов нужно выбрать самые важные и определить, что стоит в приоритете.
Ярослав Кузьминов напомнил, что в образование готовы вкладывать свои деньги 60% семей, при этом механизмы софинансирования не должны затрагивать право на бесплатное образование, гарантированное Конституцией России. Не менее важно привлекать средства бизнеса, использовать государственно-частное партнерство для решения инфраструктурных проблем образования. Еще один ресурс изменений — развитие цифровой среды: с ее помощью можно добиться результатов с меньшими финансовыми затратами, чем если использовать только традиционные формы.
В продолжении темы глава Национального агентства отметил, что доклад не ориентирован на диалог с бизнесом, одна из функций образования - это подготовка кадров для рынка труда.
«Важно было бы дополнить этот доклад линией, которая ориентирована на бизнес-сообщество. Работодатели должны увидеть, что их ждут в образовании и не просто призывают к сотрудничеству, а ждут через создание определённых условий влияния работодателей на систему подготовки кадров на оценку качества этой системы», - подчеркнул Александр Лейбович.
Он обратил внимание собравшихся, что нельзя одинаковыми управленческими схемами охватить все уровни образования, как среднее профессиональное образование и систему подготовки кадров непосредственно на предприятиях, этот вопрос также не был затронут в докладе.
«Управленческих механизмов, которые прописаны в докладе, недостаточно, их нужно дополнять они должны быть дифференцированы в зависимости от образовательной подсистемы, от её социально-экономической природы»,- подытожил генеральный директор Национального агентства Александр Лейбович.
На сегодняшний день самыми важными направлениями по итогам дискуссий в профессиональном сообществе названы четыре: выравнивание образовательных возможностей детей, обновление подростковой школы, создание условий непрерывного образования взрослых, обеспечение равного доступа к качественному профессиональному образованию.